Раздаточная коробка автомобиля - принцип работы механизма и строение

Раздаточная коробка – один из важных механизмов, которые зачастую устанавливаются в полноприводных авто. Предназначение этого механизма заключается в перераспределении крутящего момента от ведущих мостов. На автомобилях с наличием раздатки увеличивается крутящий момент, за счет чего обеспечивается качественная езда в условиях бездорожья. Механизм обеспечивает устойчивое движение авто на невысокой скорости, при функционировании силового агрегата на максимальной мощности.

Назначение, устройство и работа раздаточной коробки

раздатка

Раздатка - это такая же КПП, трансмиссия, но только в ней меньше передач. Она рассчитана на высокие нагрузки для повышения крутящего момента. Раздатка – это дополнительный узел в авто, блок шестерен, преобразовывающий вращение и понижающий частоту этого вращения колес. В момент включения понижающей передачи, значительно уменьшаются нагрузки на двигатель, также как и скорость езды, но при этом внедорожник может ездить по любому бездорожью.

Классический механизм состоит из следующих элементов:

  • Металлический корпус.
  • Межосевой дифференциал.
  • Цепь.
  • Масляная камера.
  • Механизм управления.
  • Шестерни.

Принцип работы раздаточной коробки достаточно прост. КПП осуществляет передачу на нее крутящего момента через ведущий вал. Межосевые дифференциалы без блокировки устанавливаются на устаревших раздатках, в то время как на современных моделях устанавливается самоблокирующийся дифференциал.

Есть разные режимы работы этого механизма:

  • Функционируют обе оси, а также автоматический блок межосевого дифференциала.
  • Работает только задняя ось.
  • Функционируют обе оси, но при этом дифференциал заблокирован.
  • Обе ведущих оси получают крутящий момент.

Какие бывают раздаточные коробки

коробка раздатка

Существует 4 вида раздаток, которые имеют свои плюсы и минусы:

  • Ручные. Для них нужен рычаг, расположенный недалеко от коробки переключения скоростей. Отличаются сложной эксплуатацией.
  • Простые. Преимущество этого вида – большой износ. Отличаются простотой в эксплуатации, постоянно находятся в активном состоянии. Зачастую такими раздаточными коробками оснащаются авто для езды на высокой скорости.
  • Автомат. Раздаточная коробка функционирует от электронной системы. Обеспечивает идеальный контроль машины на дороге, независимо от типа покрытия. Минус – под воздействием влаги, механизм может давать сбои.
  • Полуавтомат. Управление такой раздаткой осуществляется за счет поворотного устройства на приборной панели. Плюс – простое управление. Минус – водителю нужно постоянно отвлекаться от дороги, чтобы смотреть на приборную панель.

Крутящий момент механизма распределяется по-разному, в равной или неравной степени. Если крутящий момент распределяется на оба моста в равной степени, вращение подается в пропорции 50/50. Такое вращение обеспечивается раздаткой, не оснащенной дифференциалом или же механизмом с наличием дифференциала, но с блокировкой. Если крутящий момент распределяется в неравной степени, соотношение может быть разным: 40/60, 60/40 или даже 100/0.