Как происходит восстанавление геометрии кузова

Автомобильная авария может стать причиной серьезных повреждений кузовных элементов машины. В предлагаемом кратком обзоре рассмотрено, как восстанавливают геометрию кузова, для полноценного устранения дефектов, непосредственно влияющих на эксплуатационные характеристики автомобиля.

Типы деформаций кузова

Рассматривая, как правильно проверить параметры геометрии кузова автомобиля, необходимо представлять возможный характер деформационных изменений. С учетом степени тяжести полученных повреждений, выделяют такие типы деформаций кузовных частей:

  • весьма серьезные, когда кузов нужно менять полностью, поскольку восстановление невозможно технически, нецелесообразно с точки зрения предстоящих расходов или отсутствия гарантии безопасности при продолжении дальнейшей эксплуатации;
  • средней тяжести – геометрические характеристики, взаимное расположение крепежных узлов нарушены;
  • незначительные, с получением пробоин, разрывов внешних частей корпуса, вмятин и прочих повреждений, важных с косметической точки зрения, но не влияющих на эксплуатационные качества.

Наиболее тяжелые последствия вызывает лобовое столкновение на высокой скорости, с сильным ударом в переднюю часть автомобиля, либо угловая нагрузка, приложенная под углом около 40 градусов в область стоек.

Такой контакт возможен при выезде одной из машин на встречную полосу, когда суммируется энергия движения двух автомобилей, передающаяся на кузовные элементы. От столкновения страдает не только фронтальная часть, но и задние фрагменты кузова, вследствие передачи воздействия в разных направлениях.

Как проводится восстановление геометрии

Чтобы качественно отремонтировать поврежденный автомобиль, необходимо знать, как проверить геометрию кузова после ДТП. Выполняют необходимые измерения, с применением оптических или лазерных приборов, пришедших на смену традиционным измерительным инструментам.

Контрольные операции проводят в таком порядке:

  • вымытый и высушенный автомобиль закрепляют;
  • устанавливают измерительные приборы, с захватом камерами всех контрольных точек, либо выполняют поэтапные измерения корпуса авто, при совмещении нескольких схем в рамках одной координатной системы;
  • снимают требуемые размеры, используя щуп с маяком, передающим сигнал на считывающее устройство;
  • прибор формирует итоговое изображение, сравнивает текущее состояние с нормативными величинами, фиксирует нарушения, проводит анализ их степени тяжести.

Эти мероприятия позволяют определить, как предстоит исправлять геометрию кузова, насколько возможно восстановление.

С учетом сложности восстановительных операций, возможны следующие виды ремонта:

  • первый – если нужно выправить повреждения на площади до 20 процентов в местах с легким доступом;
  • второй – процент поврежденных элементов составляет до 50, дополнительно требуется применить сварку;
  • третий – если выправляют дефекты, вскрывая и сваривая детали, при площади до 30 процентов; для ремонта отдельных элементов используют вытяжку и правку; некоторые фрагменты приходится удалять и менять, ввиду невозможности восстановления;
  • четвертый – требуется частично восстановить детали, при проценте повреждений более 30;
  • пятый – устанавливают ремонтную вставку, используя запасные части завода-изготовителя или самостоятельно изготовленные фрагменты;
  • шестой – крупноблочные ремонтные работы, с заменой масштабных блоков; требуют выполнения резки, сварки, рихтовки и прочих операций.

Подробнее о том, как выставляют геометрию кузова. Порядок ремонта следующий:

  • частично или полностью разбирают поврежденный корпус автомобиля;
  • исправляют деформированные участки, если потребуется, делают ремонтные вставки взамен элементов, не подлежащих восстановлению;
  • контролируют качество восстановительных работ, перед передачей машины в покраску.

Для выправления отклонений используют специальные стенды. Данное оборудование рассчитано на рихтовку отдельных деталей или кузова в целом, создавая нужное усилие в заданном направлении. Стапель подбирают, учитывая серьезность деформационных изменений, особенности конструкции соответствующей марки и модели автомобиля.

Конструкция приспособления позволяет создать плавную нагрузку, чтобы восстановить размерные характеристики корпуса автомобиля.

Кроме специализированного оборудования, измеряющего величину деформаций, мастера ремонтной мастерской пользуются шаблонами, по которым подгоняют конфигурацию определенных деталей.

Что важно знать после ремонта и при покупке авто

Владельцу автомобиля, подвергшегося восстановлению кузова после ДТП, следует учитывать, что последствия аварии могут неблагоприятно отразиться на эксплуатационных характеристиках, даже если при ремонте все повреждения удалось устранить. Машина теряет в управляемости, снижается надежность, безопасность для водителя и пассажиров.

При покупке автомобиля, нужно проверять историю транспортного средства. Для этого используют специализированные сервисы, позволяющие получить необходимую информацию. Машину внимательно осматривают. Серьезный ремонт кузова обязательно оставит следы, которые нельзя не заметить. При наличии подозрений в исправлении значительных дефектов кузова, выполняют инструментальную проверку, измеряя контрольные размеры специализированным оборудованием в условия сервисного центра.

Исправление геометрии кузова обеспечит восстановление эксплуатационных характеристик автомобиля, что непосредственно определяет безопасность использования ТС.